Гравировки 50 копеек 1997 м

Слово в своё оправдание. Существование гравированных вариантов московских полтинников 1997 года давно известно. Но, к сожалению, на различных форумах встречаются только обрывочные сведения и отдельные фото. А между тем, эта тема ничуть не хуже копеек 2003 или полтинников 2008. Попытаюсь восполнить этот пробел, пока блуждания в обороте окончательно не убили эти монетки.

Выражаю благодарность Алексею Шишкину (aka Ajax), Олегу Бабанину (аka The_Matrix), Александру Кондратенко (aka Gevelon) за предоставленный для изучения материал.

По сути: по видимому, на некоторых промежуточных маточниках разрушалась левая ножка буквы «М». Часть рабочих штемпелей подверглась гравировке в попытке восстановить адекватный вид буквы минтмарки. Получилось то, что получилось. Один вариант гравировки (№1) правился не на рабочем штемпеле, а на промежуточном этапе тиражирования штемпелей. Незначительные отличия этого варианта связаны с износом и разрушением рабочего инструмента, а некоторые кажущиеся отличия – результат оборота монет. Известно не менее 20 штемпельных пар варианта №1. Фото этой гравировки прилагается без шлифовок. Один рабочий штемпель этого варианта работал в сочетании с бракованным реверсом.

На некоторых монетках ярко выражены следы проката, не следует их путать со следами шлифовки.

P.S. Если у кого из форумчан найдётся подобный материал (это относится и к гравировкам 10 коп. 1997м), но не будет желания его ковырять - с удовольствием возьму на просмотр. Возврат гарантирую.

Комментарии

Admin
Аватар пользователя Admin
Не в сети
Зарегистрирован: 13/08/2012

Это круто! Трудоёмкость подобных исследований зашкаливает...
Всегда считал что классификация гравировок на монетах 1997 м - тема запредельная. По многим причинам. Как минимум, при столь мелких отличиях их сложно отличить от механических повреждений, мелких выкрошек и прочих браков.
Знаю, что этой проблемой занимались многие коллекционеры. Тоже пытался, но не классифицировать, а хотя бы разобраться что это такое, и как к этому относиться.
Согласен, что самая правдоподобная причина появленияя: на одном или нескольких маточниках разрушилась левая ножка, и многие из штемпелей были поправлены вручную - получились гравировки.
Александр, точно помню, что какой-то из вариантов "гравировки" встречается часто и не должен быть одноштемпельным, кажется похожий на варианты №1-3. У тебя получилось точно определять что "вот эта монета с гравировкой, а эта - без гравировки"?
Было бы хорошо дополнить статью описанием способа отличить гравированные варианты от негравированных.

Senya
Аватар пользователя Senya
Не в сети
Зарегистрирован: 19/08/2012

молодцы ребятки *GIRL_CRY* придется поднимать свои отложенные запасы ..

escande
Не в сети
Зарегистрирован: 19/12/2012
Admin пишет:

Было бы хорошо дополнить статью описанием способа отличить гравированные варианты от негравированных.

Александр, я отталкивался от сравнения с левой ножкой негравированного варианта и от уровня стыка ножек с центральной частью буквы. Она параллельна правой и по всей своей длине одинаковой ширины. Кроме того у гравированных вариантов в большинстве видны остаточные следы воздействия гравировального инструмента, причём не только на левой ножке. Похоже, что иногда подправляли и нижний кончик правой. Правда, есть отложенные варианты пока под сомнением - следы стыка подгравированного изображения с остатком культи оригинальной буквы слабо выражены, а сохран этих монет не позволяет сделать уверенных выводов.
P.S. Пока встретился только один вариант с очень похожим изображением минтмарки и шлифовкой с двумя разными шлифовками реверсов, но, опять же, из-за сохрана монеток уверенных выводов сделать не могу, пока отложены. У меня этот вариант помечен за № 16.

Aniks
Аватар пользователя Aniks
Не в сети
Зарегистрирован: 18/01/2015

Прошу прощения у автора столь шикарной работы и темы, но хочется подстраховаться при разборе запасов.
Можно ли отнести 1 монету к гр. №9? И считать ли на второй "это" подгравировкой?

no9_grav.jpg trehnogaya.jpg
escande
Не в сети
Зарегистрирован: 19/12/2012
Aniks пишет:

Прошу прощения у автора столь шикарной работы и темы, но хочется подстраховаться при разборе запасов.

Авторство не стоит приписывать только мне. Не сложно шарить глазом по монеткам, сложно сделать выборку гравировок из оборота, а в этом основная заслуга Алексея Шишкина.

Aniks пишет:

Можно ли отнести 1 монету к гр. №9? И считать ли на второй "это" подгравировкой?

Нет, на №9 гравировка не похожа. Похожа на новый вариант. На самом деле, если брать аналогию с гравировками других номиналов, на текущий момент показана едва ли половина от возможных существующих вариантов.
Вторая - брак.

vova1950m
Аватар пользователя vova1950m
Не в сети
Зарегистрирован: 05/12/2012

*THUMBS UP* Слов нет.БРАВО!!!!!!!!!!!!!. *THUMBS UP*

монетка 2013
Аватар пользователя монетка 2013
Не в сети
Зарегистрирован: 18/10/2013
vova1950m пишет:

*THUMBS UP* Слов нет.БРАВО!!!!!!!!!!!!!. *THUMBS UP*

все данные варианты давно известны в том числе и мне.
ничего выдающегося в том нет.
для начинающих конечно это некий шок-но для того кто занимается гравировками это обыденное дело!

dima821
Не в сети
Зарегистрирован: 03/02/2016

Автору Темы просто РЕСПЕКТ!!! *DRINK*

Пусть многие Гравировки были уже известны узкому кругу нумизматов.
РЕСПЕКТ именно за то, что Автор попытался донести общественности информацию.

Положено начало, а это самое главное!!!
Гравировок "М" полно на всех номиналах и годах на копейках, но именно каталоголизировать их пока никто не решался!!

Как говорится первый кирпичик в фундамент *THUMBS UP*

Klondike
Аватар пользователя Klondike
Не в сети
Зарегистрирован: 01/12/2012

Огромный кропотливый труд! Спасибо автору и всем причастным, еще на одно "белое пятно" в исследовании современки стало меньше.

монетка 2013 пишет:

все данные варианты давно известны в том числе и мне.
ничего выдающегося в том нет.
для начинающих конечно это некий шок-но для того кто занимается гравировками это обыденное дело!

Выдающееся здесь то, что Александр не только систематизировал этот материал, а еще и выложил его для общего пользования и дальнейшего развитя. Знания нужны не ради знаний, а ради их применения и передачи, иначе какой в них смысл?..

витюка2
Аватар пользователя витюка2
Не в сети
Зарегистрирован: 06/05/2013

Сейчас Кристина ,как всё выложит...мы все захлебнёмся в информации и радости от неё Wink

витюка2
Аватар пользователя витюка2
Не в сети
Зарегистрирован: 06/05/2013

Что бы escande (Александр)мог продолжить своё замечательное исследование,отослал ему микрофото монет 10коп.1997года,которые у меня есть,помогите и вы.

bezymyannyy.jpg
монетка 2013
Аватар пользователя монетка 2013
Не в сети
Зарегистрирован: 18/10/2013
витюка2 пишет:

Сейчас Кристина ,как всё выложит...мы все захлебнёмся в информации и радости от неё Wink

Витя не иродствуй.
как подготовлю так все покажу.

витюка2
Аватар пользователя витюка2
Не в сети
Зарегистрирован: 06/05/2013

Кристиночка этого все ждут,потому как у Вас очень много информации в материале,а люди хотят зрелищ *PARDON* Rose

Klondike
Аватар пользователя Klondike
Не в сети
Зарегистрирован: 01/12/2012
витюка2 пишет:

Что бы escande (Александр)мог продолжить своё замечательное исследование,отослал ему микрофото монет 10коп.1997года,которые у меня есть,помогите и вы.

*THUMBS UP*

Удача
Аватар пользователя Удача
Не в сети
Зарегистрирован: 12/04/2013
витюка2 пишет:

Что бы escande (Александр)мог продолжить своё замечательное исследование,отослал ему микрофото монет 10коп.1997года,которые у меня есть,помогите и вы.

Здорово . Молодец Витя .

Aniks
Аватар пользователя Aniks
Не в сети
Зарегистрирован: 18/01/2015
витюка2 пишет:

Что бы escande (Александр)мог продолжить своё замечательное исследование,отослал ему микрофото монет 10коп.1997года,которые у меня есть,помогите и вы.

Мужчины, может я "торможу", но тема вроде как 50к. У меня есть оба номинала...Второе - а шлифовка, т.е. "штемпельность"?

Aniks
Аватар пользователя Aniks
Не в сети
Зарегистрирован: 18/01/2015

Прошу прощения по 10к (прочитал заново начало статьи)... А по шлифовке все же?

escande
Не в сети
Зарегистрирован: 19/12/2012
Aniks пишет:

Прошу прощения по 10к (прочитал заново начало статьи)... А по шлифовке все же?

Показаны шлифовки аверс-реверс. Красным цветом выделены более заметные следы шлифовки или царапины штемпеля, синим - раскол.

алексей 26rus
Не в сети
Зарегистрирован: 22/10/2014

нормально
мне нравится

dima821
Не в сети
Зарегистрирован: 03/02/2016

ВСЕМ ПРИВЕТ!!! Smile

Просьба ответить -это Гравировки буквы М или БРАК!
И обязательна ли 100% перешлифовка штемпеля при Гравировке, пусть и небольшой???

На образце 1 коп.2005 М -шт. Б, чеканенная одной парой штемпелей.

555.jpg
витюка2
Аватар пользователя витюка2
Не в сети
Зарегистрирован: 06/05/2013
dima821 пишет:

ВСЕМ ПРИВЕТ!!! Smile

Просьба ответить -это Гравировки буквы М или БРАК!
И обязательна ли 100% перешлифовка штемпеля при Гравировке, пусть и небольшой???

На образце 1 коп.2005 М -шт. Б, чеканенная одной парой штемпелей.

ВЫ ВЛЕЗЛИ НЕ В СВОЮ ТЕМУ *DIABLO*

dima821
Не в сети
Зарегистрирован: 03/02/2016
витюка2 пишет:
dima821 пишет:

ВСЕМ ПРИВЕТ!!! Smile

Просьба ответить -это Гравировки буквы М или БРАК!
И обязательна ли 100% перешлифовка штемпеля при Гравировке, пусть и небольшой???

На образце 1 коп.2005 М -шт. Б, чеканенная одной парой штемпелей.

ВЫ ВЛЕЗЛИ НЕ В СВОЮ ТЕМУ *DIABLO*

Это именно ТА Тема, куда я хотел написать!
Я скинул ФОТКИ Александру в Личку, он сказал, что Гравировок не нашел, и что при Гравировках происходит перешлифовка штемпеля!
Вот и встал такой ВОПРОС, что считать Гравировкой!!! Т.к. на этих ФОТО ясно видно, что буква М другой формы, как и на картинках 50 коп.1997М.

Возможно это и не Гравировка, а БРАК какой-нибудь, тогда грань между Браком и Гравировками становится еще тоньше.

escande
Не в сети
Зарегистрирован: 19/12/2012

Это разная степень износа рабочего штемпеля и кое-где механика, возможно и микровыкрошка, по таким фото точнее не сказать. Но гравировать здесь, собс-сно, нечего *PARDON*.

dima821
Не в сети
Зарегистрирован: 03/02/2016
escande пишет:

Это разная степень износа рабочего штемпеля и кое-где механика, возможно и микровыкрошка, по таким фото точнее не сказать. Но гравировать здесь, собс-сно, нечего *PARDON*.

А вот на 2 варианте ножка справа с половины уходит резко влево. Она идет не прямо вниз, как на других вариантах, а именно уходит в сторону!
Это тогда ЧЕМ объяснить??? По нормальному направлению ножки забился штемпель, а рядом именно в величину ножки буквы М произошла выкрошка? Из области Фантастики какое-то.

Судя по тому, что монетка чеканена одной Штемпельной парой и Тираж у нее был достаточно ВЕЛИК, почему бы не предположить, что на этом Разновиде тоже Гравировали буквы М ???

И еще вопрос. Каким образом Вы определяете на 50 коп.1997М, что там произошло изменение шлифовки. Из тысяч вариантов Вы находите ОРИГИНАЛ??? Каким образом, если Не гравированные варианты практически идентичны. Или изменение шлифовки проходит именно в месте, где расположена буква М ???

escande
Не в сети
Зарегистрирован: 19/12/2012
dima821 пишет:

А вот на 2 варианте ножка справа с половины уходит резко влево. Она идет не прямо вниз, как на других вариантах, а именно уходит в сторону!
Это тогда ЧЕМ объяснить??? По нормальному направлению ножки забился штемпель, а рядом именно в величину ножки буквы М произошла выкрошка? Из области Фантастики какое-то.

Фото не очень, но на втором фото я вижу просто механику. Вообще говоря, все эти минтмарки очень чувствительны и к механике и к степени выработки штемпеля. Возьмите горсть монет копеечных номиналов одного любого года и просмотрите их. Вы удивитесь, как высота рельефа, изощрённые повреждения в процессе оборота и пр. могут зрительно менять восприятие формы буквы и её толщину.

dima821 пишет:

Судя по тому, что монетка чеканена одной Штемпельной парой и Тираж у нее был достаточно ВЕЛИК, почему бы не предположить, что на этом Разновиде тоже Гравировали буквы М ???

Для гравирования должен быть повод. Если разрушается какой-то один рабочий штемпель, проще его заменить на свежий. Другое дело, когда брак массовый (повреждено изображение на ранних стадиях тиражирования) и выбраковывать целый ряд рабочих штемпелей уже нецелесообразно.

dima821 пишет:

И еще вопрос. Каким образом Вы определяете на 50 коп.1997М, что там произошло изменение шлифовки. Из тысяч вариантов Вы находите ОРИГИНАЛ??? Каким образом, если Не гравированные варианты практически идентичны. Или изменение шлифовки проходит именно в месте, где расположена буква М ???

Я смотрю вовсе не на изменение шлифовки Smile. Шлифовка лишь позволяет идентифицировать конкретный вариант. Я смотрю на форму буквы. Варианты отличий, по которым их относил к гравировкам:
1. Гравированная левая ножка гораздо грубее, её подход к боковой перекладине носика заметно ниже.
2. Видно изменение толщины в месте стыка остатка старой ножки и наносимой правки.
3. Толщина ножки меняется по всей своей длине.
4. Изменение направления и формы левой ножки.
5. В нижней части гравированной ножки видны дополнительные следы гравировального инструмента.
Есть некоторые варианты, которые пока здесь не показаны - сохран монеток не позволил сделать уверенных выводов.

Пермь_Андрей
Не в сети
Зарегистрирован: 15/01/2013

Можно "детский" вопрос?
Расположение буквы "м" на штемпелях одинаковое или есть варианты навроде А1, А2, А3...? То есть ОДНА ЛИ была ОСНОВА?
Поясню свои колебания - не будет ли корректнее считать "гравирваное" просто "ремонтным". Чисто с точки зрения терминологии.

escande
Не в сети
Зарегистрирован: 19/12/2012
Пермь_Андрей пишет:

Можно "детский" вопрос?
Расположение буквы "м" на штемпелях одинаковое или есть варианты навроде А1, А2, А3...? То есть ОДНА ЛИ была ОСНОВА?
Поясню свои колебания - не будет ли корректнее считать "гравирваное" просто "ремонтным". Чисто с точки зрения терминологии.

Да, расположение буквы одинаково. По поводу "ремонтной" гравировки - а разве бывают иные? Суть любой целенаправленной гравировки рабочего штемпеля - исправление какого-либо недостатка в изображении.

Пермь_Андрей
Не в сети
Зарегистрирован: 15/01/2013
escande пишет:

Да, расположение буквы одинаково. По поводу "ремонтной" гравировки - а разве бывают иные? Суть любой целенаправленной гравировки рабочего штемпеля - исправление какого-либо недостатка в изображении.

То есть штемпель тут ОДИН.
Тогда вопрос - извиняюсь, что наоффтопил, но очень хочется понять для СЕБЯ - 10 копеек 2007 М варианты В1-ВNN - тоже гравировки или самостоятельные варианты штемпеля.
Я понимаю так, что буква (и вообще первый "символ") в обозначении указывает некий основной вариант ШТЕМПЕЛЯ - резкое различие в размерах и расположении основных элементов. Цифра (второй"символ") - подварианты этого ВАРИАНТА ШТЕМПЕЛЯ - например, расположение буквы М на рубле 2010 арактеризуется именно этим. Гравировки-ремонты-улучшения по логике должны обозначаться дополнительно - и здесь я натыкаюсь на упомянутый "гривенник". Или в данном конкретном случае я неправ?

escande
Не в сети
Зарегистрирован: 19/12/2012
Пермь_Андрей пишет:

То есть штемпель тут ОДИН.
Тогда вопрос - извиняюсь, что наоффтопил, но очень хочется понять для СЕБЯ - 10 копеек 2007 М варианты В1-ВNN - тоже гравировки или самостоятельные варианты штемпеля.
Я понимаю так, что буква (и вообще первый "символ") в обозначении указывает некий основной вариант ШТЕМПЕЛЯ - резкое различие в размерах и расположении основных элементов. Цифра (второй"символ") - подварианты этого ВАРИАНТА ШТЕМПЕЛЯ - например, расположение буквы М на рубле 2010 арактеризуется именно этим. Гравировки-ремонты-улучшения по логике должны обозначаться дополнительно - и здесь я натыкаюсь на упомянутый "гривенник". Или в данном конкретном случае я неправ?

Андрей, рабочие штемпеля разные, но одной известной разновидности Smile.
Грань между понятием гравировки и разновидности в ряде случаев достаточно тонкая.
В современной ходячке под гравировкой можно понимать правку изображения непосредственно на рабочем штемпеле, которым чеканят монетки.

В случае рубля 2010 - масштабы нечастых монеток уменьшены, т.е. нанесение минтмарки происходило на единичных штемпелях предыдущих стадий копирования, которые, минуя стадию размножения, сразу пошли на чеканку монет.

По 10 копейкам 2007 В1-В5 - по-видимому гравировались опять же штемпеля промежуточной стадии, но после этого они прошли стадию тиражирования, в результате возникло множество рабочих штемпелей, уже которыми чеканили монетки.
Что до обозначения - А, Б, В или А1, А2, А3, так это субъективно и отображает вИдение каталогизатора. Эти обозначения скорее показывают степень сложности в их определении (их похожести).

Серб
Не в сети
Зарегистрирован: 26/02/2016
escande пишет:

Грань между понятием гравировки и разновидности в ряде случаев достаточно тонкая.
В современной ходячке под гравировкой можно понимать правку изображения непосредственно на рабочем штемпеле, которым чеканят монетки.

А если гравирован промежуточный штемпель, или маточник(редко), почему вдруг к этому нужно относиться иначе для современных монет России?

Наверное не нужно ничего выдумывать самостоятельно, а подсмотреть у классиков, например здесь http://coinsitk.com/showthread.php?p=157245#post157245 Андрей Иванович довольно таки подробно обозначил что и на какую полку следует положить, что нет и почему.

А из современной "ходячки" очень хороший пример гравировки - аверсы московских гривенников 2010 года. Там один из промежуточных штемпелей вышел с полной и частичной потерей значительной части мелких фрагментов рисунка, в частности сбруи, восстановлен гравированием, нанесён товарный знак МД и размножен копированием в несколько рабочих, обозначенных в местном каталоге как номерные "Б".

Как-то так примерно...

escande
Не в сети
Зарегистрирован: 19/12/2012
Серб пишет:
escande пишет:

Грань между понятием гравировки и разновидности в ряде случаев достаточно тонкая.
В современной ходячке под гравировкой можно понимать правку изображения непосредственно на рабочем штемпеле, которым чеканят монетки.

А если гравирован промежуточный штемпель, или маточник(редко), почему вдруг к этому нужно относиться иначе для современных монет России?

Наверное не нужно ничего выдумывать самостоятельно, а подсмотреть у классиков, например здесь http://coinsitk.com/showthread.php?p=157245#post157245 Андрей Иванович довольно таки подробно обозначил что и на какую полку следует положить, что нет и почему.

А из современной "ходячки" очень хороший пример гравировки - аверсы московских гривенников 2010 года. Там один из промежуточных штемпелей вышел с полной и частичной потерей значительной части мелких фрагментов рисунка, в частности сбруи, восстановлен гравированием, нанесён товарный знак МД и размножен копированием в несколько рабочих, обозначенных в местном каталоге как номерные "Б".

Как-то так примерно...

Да, уважаемый АИФ не считает нужным выделять мелкие гравировки и отличия (те же масштабы), связанные с технологическими процессами производства.
Но Вы забываете, что коллекционирование - это хобби, а любое хобби не поддаётся ни анализу, ни тем более стандартизации.
Существующие каталоги - это личные вИдения авторов, служащие ориентиром для коллекционеров.
Можно сколь угодно долго спорить о том, что такое разновидность, но заставить коллекционера выбросить понравившуюся монетку только потому, что кто-то иной не считает её таковой, бесполезно.

К примеру, распиаренный рупь 1997 с широким кантом, от которого не откажутся даже погодовщики. Так этот реверс тоже можно считать результатом технологических издержек - всего-то диаметр рабочей поверхности штемпеля сильнее сточен.
Или блуждание минтмарок по полю абсолютно идентичных штемпелей. Где здесь разновидность в строгом понимании этого слова?
Имхо, споры на подобные темы может и интересны, но ни к чему не приведут Smile.

Пермь_Андрей
Не в сети
Зарегистрирован: 15/01/2013

Читал, думал. И на ИТК сходил. Много мнений - это хорошо. Теперь готов высказать и свое.
Штемпельная разновидность - аверса, реверса, гурта - оттиск, сформированный исходным (первоначальным) полным (законченным, выданным в производство) ОРИГИНАЛЬНЫМ вариантом рабочего инструмента либо группой идентичных рабочих инструментов.
Под это определение попадают и известные монеты без минтмарки, и случаи нанесения минтмарки непосредственно на рабочий штемпель (в т.ч. "вручную", гравировкой).
А вот последующие манипуляции, произведенные с уже потрудившимся штемпелем - будь то ремонт либо улучшение изображения - не могут считаться именно штепельными разновидностями. Разумеется, это ни в коей мере не налагает запрет на их изучение и систематизацию, просто они проходят по другой статье.
Именно поэтому и возник у меня (мой внутренний) вопрос - у автора каталога всегда присутствует собственное видение - равнозначны ли обозначения аверсов на упомянутом гривеннике А1-А6 (подгравировки) обозначениям, например на полтинниках 2005 М (Б1-Б5), где явственно видны отличия в расположении минтмарки?
После прочтения уважаемого escande
" По 10 копейкам 2007 В1-В5 - по-видимому гравировались опять же штемпеля промежуточной стадии, но после этого они прошли стадию тиражирования, в результате возникло множество рабочих штемпелей, уже которыми чеканили монетки."
крепко задумался...
Изначально, в глубине присутствовало желание провести грань между "машинным" и "ручным" - насколько верен такой подход?

Серб
Не в сети
Зарегистрирован: 26/02/2016
escande пишет:

Да, уважаемый АИФ не считает нужным выделять мелкие гравировки и отличия (те же масштабы), связанные с технологическими процессами производства.

Вы считаете, что зря, опыта не достаёт?

У Федорина есть ряд собраний монет как раз по мелким гравировкам штемпелей, но публиковать их он не решается, прекрасно понимая насколько тонкая грань между подгравировкой и браком, различить которые сложно, порой, даже подготовленному специалисту. Именно потому он совсем не случайно оговаривает сохранность:

ФЕДОРИН пишет:

... «фактор сохранности», для монет с подгравировками играет ещё большую роль, чем для разновидностей — сохранность подгравированной монеты должна быть, как минимум «очень хорошая», и ни в коем случае не ниже.

Т.е., помимо оценки целесообразности гравировок элемента(-тов) штемпельного рисунка, на монете должны чётко просматриваться результаты вмешательства инструмента гравера, рельеф гравировок не может быть ниже основного, края не должны быть ни хаотично ломанными, ни каплевидными и т.д. В таком случае вероятность спутать гравировку с результатом выкрошек, деградаций рабочий поверхности штемпеля с изменением геометрии рисунка, последующих подшлифовок - будет гораздо сложнее. В противном случае, в коллекцию под вывеской "гравировки" могут оказаться не только вариации износа на разных рабочих инструментах, но и на одном и том же!

/Выше, включая предыдущий пост, написал не для того чтобы оспаривать, а потому, что заметил некую неопределённость что есть разновидность, а что гравировка, указав пример поиска истины. Поскольку навязывать что-либо контрпродуктивно, каждый должен разобраться и определиться для себя самостоятельно.

escande
Не в сети
Зарегистрирован: 19/12/2012
Серб пишет:
escande пишет:

Да, уважаемый АИФ не считает нужным выделять мелкие гравировки и отличия (те же масштабы), связанные с технологическими процессами производства.

Вы считаете, что зря, опыта не достаёт?

Ну что Вы, с опытом классиков не поcпоришь, речь о другом. Из современных печатных каталогов
(раз зашла речь об СССР) АИФ предпочитает академический подход. У Я. Адрианова вариантов поболе, но при этом он не признаёт за монеты чеканку продукции специально подготовленными штемпелями.
У каждого свой подход, своё вИдение и каждый по своему прав.
Обсуждать здесь и нечего, очередной коллектор сам выберет, что ему ближе.

Серб пишет:

Выше, включая предыдущий пост, написал не для того чтобы оспаривать, а потому, что заметил некую неопределённость что есть разновидность, а что гравировка, указав пример поиска истины. Поскольку навязывать что-либо контрпродуктивно, каждый должен разобраться и определиться для себя самостоятельно.

Что до разницы между гравировкой и разновидностью - так бОльшая часть разновидностей в пределах одной модели и есть гравировки, только сделанные на начальной стадии тиражирования.

Серб
Не в сети
Зарегистрирован: 26/02/2016
escande пишет:

Из современных печатных каталогов
(раз зашла речь об СССР) АИФ предпочитает академический подход. У Я. Адрианова вариантов поболе, но при этом он не признаёт за монеты чеканку продукции специально подготовленными штемпелями.
У каждого свой подход, своё вИдение и каждый по своему прав.
Обсуждать здесь и нечего, очередной коллектор сам выберет, что ему ближе.

Не совсем корректное сравнение, точнее совсем НЕ.

Федорин в основу положил труды предшественников: их знания, опыт и работы. Вложил колосальное колличество времени и средств на изучение живого(!) материала как монет, так и документов по их производству при их тщательной проработке, анализе, сопоставлению. Адрианов же собрал воедино всю доступную информацию из открытых источников, отсюда противоречивая информация у него встречается в едином переплёте конкретных изхданий. и т.п.

Выбор, разумеется, за каждым персональный и это великолепно видно по колличествам/отсутствию продаж предложенных вариантов авторами.

escande пишет:

Что до разницы между гравировкой и разновидностью - так бОльшая часть разновидностей в пределах одной модели и есть гравировки, только сделанные на начальной стадии тиражирования.

Не совсем так: не только "гравировки" и на любом шаге копирования. Хотя непонятно, что Вы подразумеваете под "начальной стадией тиражирования"....

escande
Не в сети
Зарегистрирован: 19/12/2012
Серб пишет:

Не совсем корректное сравнение, точнее совсем НЕ.

Федорин в основу положил труды предшественников: их знания, опыт и работы. Вложил колосальное колличество времени и средств на изучение живого(!) материала как монет, так и документов по их производству при их тщательной проработке, анализе, сопоставлению.

Хм, а разве я не то же самое написал? Академический подход и есть скурпулёзное, тщательное исследование материала.

По возникновениям разновидностей в пределах одной модели - разве это не микс из правок (гравировок) и технологических процессов производства?

Серб
Не в сети
Зарегистрирован: 26/02/2016
escande пишет:
Серб пишет:

Не совсем корректное сравнение, точнее совсем НЕ.

Федорин в основу положил труды предшественников: их знания, опыт и работы. Вложил колосальное колличество времени и средств на изучение живого(!) материала как монет, так и документов по их производству при их тщательной проработке, анализе, сопоставлению.

Хм, а разве я не то же самое написал? Академический подход и есть скурпулёзное, тщательное исследование материала.

Так Вы попытались уровнять работы Федорина и Адрианова, я в 2-х словах изложил, почему это делать категорически нельзя.

escande пишет:

По возникновениям разновидностей в пределах одной модели - разве это не микс из правок (гравировок) и технологических процессов производства?

Во-первых - не "микс" и не обязательно "гравировок", а намеренно внесёние в штемпельный рисунок чётких устойчивых (повторяющихся) отличий (как редкое исключение, иногда к ним относят и растиражированный брак, возникший на ранней стадии копирования, а тем более перешедший на монеты с другой датой).
Во-вторых, отличия в результате технологический особенностей монетного производства ими и остаются (если не выходят за рамки допусков, иначе это брак) и не имеют отношения к штемпельным разновидностям.

escande
Не в сети
Зарегистрирован: 19/12/2012

Я их не уравнивал, а привёл примеры современной печатной продукции. И я поклонник АИФ Smile.
Но и то, что Я. Адрианов собирает данные с различных ресурсов под одну обложку, ничего плохого не вижу. Это проще, чем курить форумы в мучительных поисках заинтересовавшей, пусть и мелкой, разновидности.

По второму вопросу - я уж понял, что Вам не интересны отличия, возникающие исключительно из-за издержек производства. Но мы-то не на Центральном, а здесь. А здесь на подобные отличия смотрят более благосклонно *PARDON*. Кто-то это не приемлет, а кому-то интересно. Спорить бессмысленно *DRINK* .

escande
Не в сети
Зарегистрирован: 19/12/2012

Изменена нумерация, для удобоваримости убраны подварианты гравировки №1 и добавлены вновь найденные. №16 была показана в этой теме Анатолием (aka Aniks).

Список пользователей | Авторские права
Яндекс.Метрика